Собрались как-то звери между собой самого красивого выбрать. Да так на трех кандидатах дело и застопорилось. Павлин распустил свой хвост на целую поляну — проходу не дает, красками переливает, аж очи слепнут. А Анаконда — царица змей — не уступает Павлину гибкостью тела своего узорчатого — так и вертится, так и крутится, калачи да коленца выкидывает, осанкой и взглядом всех завораживает… И Мышь туда же! Юркает меж судьями, шерстку свою холеную на солнышке ерошит и на историю ссылается, дескать, все короли для своих мантий вместе с горностаем именно ее шкурку предпочитали. Так что имеет Мышь доказательство красоты своей неоспоримое — «королевское»…
В растерянности судьи — руками разводят, не могут победителя среди народа лесного выбрать… Упарились.
А тем временем через поляну по своим делам Жабка-дурнушка пробегала. Она решила вовсе не идти на собрание, так как похвалиться ей было нечем. Ее потому и Дурнушкой прозвали… Да звери так долго заседали, а путь к Дальнему болоту как раз через Главную поляну лежит… Надоело Жабке прятаться и выжидать, и решила она незаметно проскочить… Да запуталась в длинных перьях Павлина, запнулась о кольца Змеи и шлепнулась прямо на Мышь королевскую… Все ахнули и поморщились. Здесь, на празднике красоты, еще уродливее казалось тело Жабы, со скользкой в красных буграх кожей и непомерно большими лапами… Но главный судья Жираф не растерялся, подумал, что это знамение, и дал право выбирать самого красивого самой некрасивой Жабке-Дурнушке.
Жабка от волнения и ответственности еще больше выпучила и так огромные глаза… И — ей многое открылось… Она словно насквозь стала видеть всех зверей… Внутри сияющего Павлина росла и обжигала крапива. В гладкой Змее кололся чертополох. А в маленькой Мыши краснел большой мухомор…
Но ничего не сказала зверям Жабка. Замолчала, низко голову опустив. Судьи подумали, что от красоты такой она вовсе онемела…
Тогда решили звери к слепой Сове идти за советом. Она была самой старой и мудрой, тайным знанием обладала… Спросили ее, кто из трех самый красивый: Павлин, Змея или Мышь?
Спор ваш не разрешим, — ответила Сова, — так как истинная красота внутри, а вы судите внешнее. А оно что листок осенний — ярко горит, да скоро опадает.
— А где ж ее, внутреннюю красоту-то, найти?
— Чтобы она явно расцвела, надо чтоб хоть кто-нибудь один ее сердцем увидел, почувствовал…— тихо проронила Сова.
Сказал на это Сове Жираф:
— Ты слепая, то ты и посмотри сердцем, а то нам всем глаза мешают…
Еле-еле спустилась Сова на землю с дуба своего, давно в мир не ходила —древностью обросла… А как только ступила на Главную поляну, сердце у нее сильнее забилось.
Все заволновались — кого же старая птица выберет?
А она — подошла к Жабке-Дурнушке и поклонилась ей низко. И в этот момент Жабка будто прозрачной стала, и все увидели внутри нее прекрасную пламенеющую розу, аромат которой на весь лес распространился. И Жабка-Дурнушка на глазах у всех превратилась в Девушку красоты невиданной…
На том спор и разрешился.
И теперь в лесу каждый малец знает: не хвались красою внешней, а гордись душою вешней…