Будем держаться и помнить, что пока наш организм всецело здоров (то есть тело не вступает в конфликт с совестью, чувства ясные, яркие и чистые, и таковы же мысли), то он как бы заряжен оптимистично, и душа чувствует в себе творца-Духа, а не жертву, поэтому нет тревоги или опасения, но есть уверенность в победе Сил добра. Они и так побеждают, но в индивидуальном порядке в каждом человеке, который хочет меняться в лучшую сторону, а не ждет поблажек из-за прошлых своих или «генетических» страданий во время всех войн, терроров, голодоморов, афганистанов и чернобылей; не мечтает, что внешний мир вдруг сам изменится и лишь оттого, что он власти просто на митинге сказал «нет» или поднял транспарант, или бросил работу и уехал воевать в столицу за свободу.
Главное — сказать «нет» в ежедневном своем существовании, в конкретных жизненных ситуациях, в семье ли, на работе или еще где, когда партнер или власть тебя запугивает, подкупает, хочет, чтобы ты доносил, подставлял, мучил других, воровал, сам запугивал и в страхе потерять социальные блага обманывал себя и уговаривал закрывать глаза на вещи, которые просто «вопиют», и говорить своим детям, разводя руками: «Так устроен мир, что поделаешь. Хочешь жить, умей вертеться», «Трудами праведными не наживешь палат каменных», «Одним “спасибо” сыт не будешь» и пр. Вся эта так называемая «народная мудрость» говорит сама за себя: народ не станет лучше жить, пока сочиняет такие поговорки и пословицы. Это психология воров и мало кто из нас, украинцев, противостоит ей и живет по чести и совести. Я верю в индивидуальные человеческие изменения, тогда они дадут качественный скачок и в обществе, а главное — в семьях, где царят тот же хаос, нелюбовь, враждебность, ложь, насилие и ханжество.
Мои родственники-украинцы, в северо-западном и западном регионах Украины, всегда выступали против тирании, тоталитарной системы: и в советские времена, и в оранжевую революцию, и сейчас. Но они (к сожалению, многие из них) не меняются по жизни — они крадут на работе и гордятся этим, тем, что являются добытчиками для своей семьи. Они прогибаются перед гнилым начальством, чтобы удержаться на своих постах, дают везде взятки, не уважают чужое мнение, очень много и подолгу молятся, ревностные греко-католики, католики, православные и пятидесятники, но оскорбляют своих ближних, наговаривают друг на друга, завидуют соседу и тихо или даже откровенно радуются его бедам и неудачам и пр. Если же делают добро, то любят об этом красочно и подробно рассказывать. И, наконец, что очень печально, высмеивают других людей, — к сожалению, это главное их развлечение. А ведь почти все они — люди европейской культуры, живущие в пограничье с Польшей и др. соседствующими странами, от дедов-прадедов принадлежащими Австро-Венгерской империи, в советские времена — соцлагерю, а теперь — уже международной капиталистической демократии. Это люди мощной сельской и городской культуры с многоязыковой традицией, богатым народным фольклором и красочным традиционным бытом и т.д., многие из них с высшим образованием, или крепким средним техническим, это хорошие ремесленники и простые трудяги-рабочие. Однако в свое время их воровство на работе, прикарманивание того, что плохо лежит, поддержали их простые селяне-родители и даже гордились своими «расторопными» отпрысками, такое «умение вертеться» было с восторгом встречено их необразованными бабушками и дедушками и названо это умение разумом — «цэ розумный хлопэць, цэ розумна дивчина»… Многие научились воровать из-за голодного колхозного детства, беспризорной городской трущобной юности и т.д. Но воровство всё-таки остается воровством, а не «подругомужитьневозможностью», и не пора ли сказать себе однажды «хватит»: ты был вором, и какой бы ореол мученика ни всходил над твоей головой, какой бы романтикой не было овеяно твое голодное детство, пора вырасти и начать жить по-новому, по-честному… В ответ же на такие мысли я всегда слышу одно и то же: «Ты жизни не знаешь», «Ты наивна», «Ты глупа» или просто обрушивается лавина истерического «умудрённого опытом» смеха…
Так что их протест против власти — это игра, самообман. И многие из них искренне заблуждаются, считая себя жертвами и не видя за собой никаких серьёзных грехов. Они хотят выгод для себя (кто ж их не хочет!), но только для себя (ведь логика в этом случае такова: если я краду — это безвыходность, если у меня крадут — это несправедливость), они актерствуют и даже не догадываются, как они далеки от истинного служения народу, украинской нации, свободе, чести и правде. А еще они очень любят плакаться и жалеть свою «важку нещасливу долю». Но уже почему-то скупятся или ленятся покормить человека, ими же приглашенного в гости и проведшего на колесах (в машине, например или в поезде) целый день, запыленного путника, даже в хату не пригласят, продержав его во дворе, просто потому что сами не голодны, наверное…
Наши же украинцы дадут за взятку абсолютно здоровому человеку группу инвалидности, но действительно больному человеку (моему куму, например, у которого случился инсульт, делали трепанацию черепа, а теперь у него часты эпилептические припадки, плохая память и зрение, но он не парализован, слава Богу, но припадки его зафиксированы медицинскими органами, собраны все справки для группы инвалидности), но ему прямо говорят, что навряд ли он получит группу, намекая на взятку, наверное. А еще одному знакомому, без пальцев, нужно каждый год подтверждать инвалидность, собирая кучу справок и выстаивая очереди, будто бы за год пальцы отрастут опять.
Всё это конкретное ежедневное безобразие вытворяют не власти в Раде или Президент (те прокручивают свои крупномасштабные аферы), но наши простые люди, украинцы, которые, например в уже упомянутой выше цепочке «врач — меньший начальник — больший начальник — начальник-папа», завязаны так, что будут на своих маленьких уровнях нарушать закон, чтобы жирно есть и сладко спать, хотя могут ведь поступить честно (но это ж сколько возможностей на халяву упустишь! Это ж как нерентабельно!). И то, что они говорят с пафосом, что при данном правительстве жить тяжело и нужны перемены, ничего не стоит и не значит, ведь им нужны перемены только для большего уровня воровства, так как они заражены его вирусом и не хотят «лечиться». Это они честных и совестливых своих земляков подставляют, предают, даже косвенно уничтожают, выставляя всю нацию в невыгодном свете перед другими народами.
Но, как говорится в одном чудесном советском кино: «И меня вылечат, и тебя вылечат», придет время, когда воровство и нечестность, взяточничество, зависть, двойной стандарт, обман, злословие и жадность будут видны на людях как короста, как жуткая и зловонная сыпь. Такой вонючка в обществе сразу же себя обнаружит, и он побежит прочь или сам попросит лечения, потому что не сможет выносить высоких вибраций чистоты явного большинства членов действительно гуманного и духовного общества. Он среди всех будет в одиночестве, он будет изгоем, а не наоборот, как сейчас, в наши дни. Как про двоюродного дядю моего мужа, профессора философии и доктора наук, честнейшего человека и высокоразвитого и порядочного, говорят его коллеги-сослуживцы: «Его подкупить нельзя, а продать (сдать, заложить) можно».
Будем же держаться в эти трудные дни столкновений, провокаций, подмен, избиений, вранья и потерь, честно работать и беречь свое физическое и духовное здоровье.
Лариса Дубас,
Киев, 2014 г.